Очень низкий постамент (архитектор А. К. Тихонов) масштабно приближает фигуру к зрителю, а скромный, непарадный облик памятника, бугристая матовая фактура бронзы, как бы размытые контуры композиции делают скульптуру неброской, незаметной даже в крошечном дворике. Окруженная студентами, проводящими во дворе перемену, она кажется застывшей человеческой фигурой, причем не мэтра, но простого, доброго, славного, неловкого и мешковатого старика, остановившегося побеседовать с молодыми и необычайно органичного в этом старомосковском уголке.
Памятник М. С. Щепкину, несомненно, - один из самых сильных по образной выразительности камерных московских памятников.
В 1981 году был сооружен самый значительный по масштабу монумент мемориального комплекса Первой русской революции на Красной Пресне. Величественная бронзовая скульптурная композиция, состоящая из трех сюжетных частей и включающая девять фигур, самые высокие из которых - 5-метровые, установлена на низком постаменте - плинте из полированного красного гранита с надписью: "Революции 1905-1907 годов посвящается".
Авторы этого памятника - скульпторы О. А. Иконников и В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, А. М. Половников и В. Н. Фурсов.
В художественном облике памятника сочетаются черты повествовательности и символической образности; элементы жанровой композиции, портрета, монументальной символики.
Центральная группа - трое дружинников с огромным развевающимся знаменем, один из которых припал на колено. В их образах как бы воплощены черты руководителей восстания московского пролетариата, таких, как Н. Э. Бауман, 3. Я. Литвин-Седой. В определенной степени можно говорить даже о портретных ассоциациях.
Справа от них запечатлена схватка безоружных рабочего и девушки с конным жандармом - в память о действительном эпизоде, когда молодые ткачихи с "Трехгорки" Мария Козырева и Александра Быкова (Морозова) с красным знаменем смело бросились навстречу казакам и заставили их повернуть назад. Если центральная группа статуарна по композиции, то сцена с всадником - порывисто - динамична, многообразна по пластике, имеет несколько равнозначимых точек обзора.
Самая лаконичная по выразительности - левая скульптурная группа, представляющая убитого рабочего и женщину, в гневе и скорби воздевшую руки, сжатые в кулаки. Этот образ может быть истолкован и как глобальный символ победы, ради которой многие борцы отдали свои жизни, и как сугубо конкретный эпизод баррикадных боев.
Основное достоинство образной концепции памятника, безусловно, состоит в том, что в нем передан не надуманный, но подлинный героико - трагедийный пафос революции. Героизм пресненских рабочих, воплощенный в нем, достоин преклонения, независимо от меняющихся исторических оценок. Вместе с тем основной акцент авторы памятника ставят вполне в духе "тоталитарной" схемы: центральный образ революционной эпопеи - рабочий, сражающийся на баррикадах, герой незабываемой композиции Шадра, выступает в роли эпизодического персонажа, знамя же оказывается в руках у идеолога - большевика.
Множество изобразительных штампов, схематизм и вялость в проработке форм, а также излишняя многословность, которая при отсутствии пластической детализации приводит лишь к умножению и нагромождению объемов, - все это наряду с явно прочитывающимся идеологическим подтекстом ставит памятник в один ряд с ординарными произведениями "тоталитарного" искусства.
Последнему же почти никогда не была подвластна высота подлинного символического обобщения.
Памятник стоит на небольшой площади перед современным стеклобетонным павильоном станции метро "Улица 1905 года"; фасадной своей стороной он обращен к широкой магистрали Красной Пресни и знаменитому скверу, в котором в разное время были установлены другие памятники мемориального комплекса. Монументальный по размерам, он тем не менее довольно удачно соотнесся с окружающей невысокой застройкой. Его протяженная композиция как бы выравнивает линию улицы, заслоняя собою площадь, забитую торговыми киосками, вечно наполненную шумной толпой.
В том же стиле выполнена скульптурная часть другого памятника Пресни, стоящего несколько поодаль от основного комплекса, на углу Конюшковской и Рочдельской улиц, у Горбатого моста, который в память кровопролитных боев рабочих с царскими войсками был назван мостом им. 1905 года. Здесь в дни восстания были возведены баррикады, преграждавшие путь от центра города к оплотам боевых дружин- мебельной фабрике Шмита, Данилевскому сахарному заводу, Прохоровской мануфактуре.
Каменный мост был сооружен в конце XVII века взамен одной из деревянных плотин, которые когда-то перекрывали устье речки Пресни, образуя цепь прудов. Со временем пруды были засыпаны (сохранились лишь верхние - на территории нынешнего зоопарка); почти целиком ушел в землю и сам мост.
Восстановленный реставраторами, он стал основой монумента. Его вновь облицевали белым камнем, проезжую часть покрыли брусчаткой. Каменные парапеты, как и прежде, соединены деревянными перилами. На мосту установлены уличные фонари, выполненные по образцу фонарей начала XX века. Под его арочным пролетом создан искусственный водоем. Рядом с обновленным мостом на гранитном постаменте установлена бронзовая трехфигурная скульптурная композиция "Героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне" и изображающая молодого рабочего с винтовкой, пожилого, тяжело раненного дружинника и работницу с развернутым знаменем в руках.
Монументальность скульптурной части диссонирует с легкими, изящными формами крошечного мостика. Фигуры, трактованные мощными объемами, крупными широкими плоскостями, рваный контур композиции, контраст темной бронзы с белизной камня создают впечатление подавляющей "агрессивности" пластической формы. Однако возникающий образ бурной схватки, трагического противостояния, разрушающих тихий мир уютного уголка старой Москвы, вполне соответствует характеру исторических событий, которым посвящен памятник205.
Открытие революционного мемориала, созданного скульптором Д. В. Рябичевым и архитектором В. А. Нестеровым, состоялось 22 декабря 1981 года в очередную годовщину революции.
В 1981 году была продолжена традиция обмена скульптурными произведениями между Москвой и зарубежными городами. 27 января, во время проведения дней Москвы в Мадриде, в парке Фанта дель Берро, у здания Археологического музея, был торжественно открыт памятник А. С. Пушкину работы московского скульптора О. К. Комова. В ответ жители испанской столицы подарили Москве скульптуру великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры - автора всемирно известного романа о Рыцаре Печального Образа Дон Кихоте и его верном оруженосце Санчо Пансе. 21 ноября 1981 года памятник Сервантесу был установлен в Парке Дружбы.
Этот монумент - копия памятника работы скульптора А. Солы,
сооруженного в Мадриде в 1835 году. Образ трактован в характерном для этого
периода романтическом ключе, чему, в общем, способствуют и полная приключений
биография писателя, и содержание его главного произведения, да и характер восприятия
событий эпохи Возрождения людьми XIX столетия.